8 800 775 0000

Центр поддержки
клиентов ОАО "РЖД"



Евгений Савостин: «Мы пошли ещё дальше и добавили ski-pass к комплекту билетов на поезд и на автобус»

10 марта 2019 г.

О новшествах рассказал генеральный директор СПК

С середины февраля в пригородных поездах «Императорский маршрут» и VisitTyumen на направлении Тюмень – Тобольск начали курсировать два новых вагона. Особенностью нового подвижного состава стало наличие специально оснащённых купе для людей с ограниченными возможностями здоровья, а также подъёмных устройств, позволяющих за несколько минут поднять пассажира-колясочника в вагон. В купе есть спальное и сидячее места, специальные крепления для инвалидной коляски, кнопка вызова проводника, а также экран, позволяющий во время поездки просматривать познавательные туристические фильмы. Такое решение в вагонах с местами для сидения в России применено впервые. О том, как развиваются перевозки, наш разговор с генеральным директором Свердловской пригородной компании Евгением Савостиным.

– Евгений Геннадьевич, какими достижениями для компании ознаменован прошлый год?

– Одним из главных событий 2018 года стала закупка нового подвижного состава для Тюменской области. Это первый в России опыт совместного приобретения вагонов пригородной компанией и регионом. Современный подвижной состав приобретён в лизинг при поддержке правительства Тюменской области.

Шесть таких вагонов с повышенными потребительскими характеристиками с лета прошлого года курсируют на маршруте Тюмень – Тобольск, ещё два – с февраля этого года. Последние оборудованы для поездок маломобильных пассажиров: они оснащены специализированным купе, подъёмным устройством, кнопками вызова проводника и отдельным туалетным комплексом. Такое решение в вагонах с сидячими местами применено в России впервые. Ещё одно новаторство – все вагоны на направлении Тюмень – Тобольск оформлены в брендах туристических проектов: пять – в бренде «Императорского маршрута», три – VisitTyumen, который является визитной карточкой Тюменской области.

Немаловажно и развитие перевозок электропоездами «Ласточка» на Свердловской дороге. Этот проект реализуется с 2015 года. Совместно с руководством магистрали в прошлом году мы продолжили работу над расширением географии курсирования этого скоростного поезда. В начале года маршруты поездов направления Нижний Тагил и Кузино были продлены до Кушвы и Шали. В конце года состоялась тестовая поездка в Серов и было принято решение об открытии совершенно нового направления Екатеринбург – Талица («Ласточки» курсируют на маршруте с начала 2019 года).
Стоит отметить и запуск «Ласточек» на маршруте аэропорт Кольцово – Екатеринбург-Пассажирский на время проведения чемпионата мира по футболу в уральской столице. Нам удалось обеспечить высокий уровень комфорта для иностранных болельщиков. В период мундиаля на дополнительных скоростных электричках проехали порядка 5 тыс. человек.

– С января в Свердловской области открыт ещё один маршрут «Ласточки». Планируется ли её запуск в других регионах?

– «Ласточки» поехали по маршруту Екатеринбург – Талица. Это знаковое решение со стороны правительства Свердловской области – выделить перевозчику из регионального бюджета дополнительные субсидии. У пригородной компании увеличится пассажирооборот, а сами пассажиры могут совершать беспересадочные поездки. Это решение – ещё один шаг к возможности запуска скоростной электрички между Екатеринбургом и Тюменью, ведь Талица расположена практически между этими городами.

Во взаимодействии с руководством Южно-Уральской дороги сейчас проводится предварительная работа по возможности курсирования электропоездов «Ласточка» в Челябинской области в период проведения саммитов Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика. – Ред.) в 2020 году. Скоростная электричка позволит обеспечить достойные условия передвижения иностранным гостям. При положительном решении властей Челябинской области и субсидировании перевозок запуск «Ласточек» в регионе будет возможен.

Со своей стороны мы полностью готовы к запуску. У нас есть большой опыт эксплуатации этого подвижного состава в Свердловской области. С учётом комфортности поезда и сокращения времени в пути спрос пассажиров на перевозки в «Ласточках» постоянно растёт. Мы ожидаем, что в Челябинской области скоростная электричка будет пользоваться не меньшей популярностью.

– Как вы развиваете туристические маршруты?

– В прошлом году они были запущены не только в Тюменской, но и в Челябинской области. Самым знаковым проектом стал запуск туристических поездов из Челябинска в Миасс и Златоуст, реализованный совместно с агентством «Спутник». Оно разработало несколько вариантов поездок, рассчитанных на детские группы. Поездки совершались два раза в месяц. Для перевозок был задействован комфортабельный подвижной состав, используемый на зимнем мультимодальном маршруте Челябинск – Миасс – горнолыжный курорт «Солнечная долина». При этом время в пути на чартерных поездах значительно меньше, чем на поездах регулярного сообщения. Кстати, этот ставший ежегодным маршрут пользуется популярностью среди горнолыжников.

Мы видим, что такие проекты пользуются всё большим спросом. Пассажиры уже оценили комфорт железнодорожного транспорта и пересаживаются с автомобилей на поезд, отдавая предпочтение комфорту и отдыху во время поездки. В планах – расширение числа маршрутов. Прорабатывается возможность курсирования поездов до Чебаркуля и Кыштыма.

Ещё одно направление – развитие детского туризма. После нововведений ГИБДД, согласно которым необходимо согласование детских перевозок на автотранспорте, железная дорога стала хорошей и намного более безопасной альтернативой. К тому же поездки на поездах не зависят от погодных условий. Так, на направлении Тюмень – Тобольск, где ранее детских групп практически не было, за 2018 год мы перевезли 23,8 тыс. детей.

Стали также чаще смотреть в нашу сторону и туристические агентства, которые ранее предпочитали арендовать один автобус на всю поездку.

Стоит отметить и улучшение транспортной доступности для людей с ограниченными возможностями. Первым таким опытом стал маршрут Тюмень – Тобольск.

– И всё же автомобильный транспорт продолжает оставаться сильным конкурентом. Как вы боретесь за пассажиров?

– Конкуренция с автомобильным транспортом, конечно, есть. Особенно сильно она выражена в Челябинской области, где зачастую совершить поездку на автобусе попросту дешевле, чем на пригородном поезде. Наши же тарифы устанавливаются региональной властью, и самостоятельно снизить тариф до конкурентоспособного уровня мы не можем. Выходом из этой ситуации могло бы стать сохранение тарифов на уровне, аналогичном автотранспорту, либо обновление подвижного состава. Как правило, пассажиры готовы немного доплатить, если за эту сумму они получат комфортные условия поездки. Это показывает и электропоезд «Ласточка», поездки на котором дороже обычных пригородных поездов, а также поезда на маршруте Тюмень – Тобольск, сформированные из современных вагонов. Пассажиропоток на направлениях, где курсирует этот подвижной состав, постоянно растёт.

– Комфортные условия проезда имеют немаловажное значение. Соответствует ли этим требованиям подвижной состав?

– К сожалению, большая часть эксплуатируемого парка изношена и часто находится в ремонте.
Кроме того, уже начинается выбытие подвижного состава, эксплуатируемого на территориях ЮУЖД и СвЖД по истечении срока службы.

Разумеется, подвижной состав отвечает требованиям, установленным законодательством. Однако мы понимаем, что пассажирам было бы намного комфортнее совершать поездки в новых поездах. За последние 30 лет произошло множество изменений в этой сфере, современный подвижной состав кардинально отличается от того, что было ранее. Это и комфорт сидений, и поддержание микроклимата, и современные туалетные комплексы. Пассажиры сейчас предъявляют более высокие требования к комфорту, поэтому проблеме обновления подвижного состава мы уделяем большое внимание. Решение – покупка нового подвижного состава. Такая задача стоит перед пригородными компаниями, но, учитывая дотационность пригородных перевозок, без участия регионов решить проблему невозможно.

– Как компания интегрируется в транспортную систему Урала?

– Компания осуществляет перевозки по востребованным, а также социально значимым маршрутам, где зачастую вообще отсутствует альтернативное сообщение. Мы постоянно ведём работу по улучшению транспортной доступности населения: корректируем расписание и составность поездов, сокращаем время на пересадку там, где она необходима.

Одно из важных направлений нашей работы – развитие мультимодальности по схеме «поезд + автобус». В том, что железнодорожный и автомобильный транспорт не конкурируют, а дополняют друг друга, видим большой потенциал. Запущены несколько мультимодальных маршрутов по востребованным направлениям, в частности Тюмень – Тобольск – Тобольский кремль и Челябинск – Миасс – курорт «Солнечная долина». Пассажиры в режиме одного окна в пригородных кассах могут купить билет и на поезд, и на автобус. В случае с горнолыжным курортом мы пошли ещё дальше и добавили к комплекту билетов ski-pass. Пассажиры высоко оценили удобство такого решения. Планируем тиражировать этот опыт и в других регионах присутствия компании.

– В каких регионах реализован проект «Городская электричка» и будет ли он иметь продолжение?

– Этот вид транспорта набирает популярность. Развитие железнодорожного городского транспорта позволяет снизить загруженность автомагистралей, улучшить качество и доступность транспортных услуг, повысить мобильность населения. Вызывают оптимизм и изменения в законодательстве, которые позволяют регулирующим органам устанавливать фиксированный тариф. Проект реализован в Екатеринбурге и Тюмени («Единая тарифная зона»).
В планах компании не только развитие существующих проектов, но и запуск городской электрички в других городах. В настоящее время на повестке дня стоит Челябинск. Ожидается, что электричка свяжет Челябинск с пригородами, а именно с населёнными пунктами Козырево, Потанино, Чурилово, Полетаево, Смолино и Шершни. К примеру, сейчас поездка из Потанино до Челябинска занимает не менее полутора часов. С запуском электрички время в пути должно сократиться в три раза.

– Остаётся ли для компании острым вопрос компенсации региональными властями выпадающих доходов?

– Обеспечение безубыточности перевозок – основная совместная задача, которая стоит перед нами. Сейчас регионы проводят взвешенную политику по сохранению и развитию маршрутной сети.

– Какие задачи стоят перед компанией в этом году?

– Как и прежде, будем делать упор на повышении качества предоставляемых услуг. Это и работа над графиком движения, чтобы пассажирам было удобно передвигаться на наших поездах, и работа с персоналом, чтобы пассажир мог получить услугу на качественном уровне, и, разумеется, работа по обновлению подвижного состава.

Евгений Геннадьевич Савостин родился в городе Климовске Московской области. Окончил Свердловское высшее военно-политическое танко-артиллерийское училище и Уральский государственный экономический университет. Трудовую деятельность начал в Уральском таможенном управлении, где прошёл путь от инспектора до начальника отдела. Работал в коммерческих структурах. В Свердловской пригородной компании работает с 2005 года, с 2012 года занимает должность генерального директора.

Свердловская пригородная компания (СПК) образована в 2005 году. 51% уставного капитала принадлежит ОАО «РЖД», 49% – Свердловской области. СПК осуществляет перевозки на территориях Свердловской, Тюменской, Челябинской, Оренбургской, Курганской областей и Ханты-Мансийского автономного округа – Югра.

В ноябре 2006 года СПК получила лицензию на перевозки пассажиров автомобильным транспортом. Благодаря этому компании стала доступна организация интермодальных перевозок по единому транспортному документу на весь путь следования. С того же года компания принимает участие в мероприятиях, посвящённых развитию регионального внутреннего и въездного туризма на территории Свердловской области.

В 2008 году был открыт маршрут «Экспресс Кольцово», связавший Екатеринбург и аэропорт Кольцово. Протяжённость его составила 21 км, время в пути – 33 минуты.

В июле 2010 года СПК впервые в России открыла продажу билетов через Интернет на пригородные поезда повышенной комфортности. Компания также приступила к внедрению собственной разработки – Автоматизированной системы управления пригородной пассажирской компанией (АСУ ППК), созданной для автоматизированного учёта перевозок в единой базе в режиме онлайн.

В январе 2013 года СПК запустила на территории Свердловской области пилотный проект по безналичной форме оплаты проезда в пригородных поездах.

В январе 2014 года отправились в первый рейс два дизель-электропоезда ДТ1, приобретённые СПК за счёт собственных средств. Вагоны изготавливались под заказ с учётом требований локомотивных бригад и пассажиров. Они были оборудованы новой системой кондиционирования и отопления, датчиками температуры, которые позволяют отслеживать и поддерживать комфортный микроклимат в пути, а также системой видеонаблюдения снаружи и внутри поезда.

5 ноября 2015 года были запущены «Ласточки». 15 августа 2018 года совершил поездку трёхмиллионный пассажир этого электропоезда. Молодая мама Светлана Фокина приобрела счастливый билет на поезд № 7065 сообщением Екатеринбург – Нижний Тагил через мобильное приложение «Пригород». В поездку она отправилась вместе с сыном Артемием.

Газета "Гудок"

Назад