Долгосрочные соглашения о реструктуризации задолженности субъектов РФ за пригородные перевозки – необходимое условие доступности данного вида транспорта для населения
28 октября в Кургане состоялось совещание, посвященное вопросам возмещения задолженности регионов УрФО перед ОАО «Свердловская пригородная компания». Совещание провел полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Игорь Холманских. В обсуждении приняли участие руководители органов исполнительной власти регионов УрФО, представители Свердловской и Южно-Уральской железных дорог, ОАО «Свердловская пригородная компания».
Напомним, во исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации и Плана действий по недопущению прогнозируемых в 2014-2015 годах убытков ОАО «РЖД», утвержденного Правительством Российской Федерации, субъекты РФ должны урегулировать задолженности, накопленные регионами перед пригородными компаниями за предыдущие периоды.
Ситуация в регионах УрФО в вопросах пригородного железнодорожного сообщения признана критической, долги перед пригородными пассажирскими компаниями (ППК) увеличиваются, маршрутная сеть пригородных перевозок – сокращается. Направленные в субъекты Российской Федерации соглашения о возмещении убытков ППК за 2009-2013 гг. с планом – графиком погашения убытков на срок до 10 лет в установленные сроки не подписаны, разногласия между сторонами до настоящего времени не урегулированы.
В то же время, сравнивая динамику пассажирооборота в пригородном сообщении по сети железных дорог и на ЮУЖД, заместитель начальника Южно-Уральской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» по экономике и финансам Александр Сельменских отметил, что сегодня пассажирооборот в целом по стране составляет 70,2% к уровню 2008 года, в то время как по ЮУЖД – только 35%.
«Причиной сложившейся ситуации стали два фактора: сокращение маршрутной сети и опережающее повышение тарифа на перевозку пассажиров», – констатировал Александр Сельменских. С целью сокращения убытков маршрутная сеть на территории Челябинской области с 2008 года была сокращена на 55%, в Курганской области – на 42%. Опережающее увеличение зонного тарифа, которое влечет за собой увеличение стоимости проезда, и как следствие – снижение спроса за счет перехода к конкуренту или отказу от услуги. Величина тарифа в 2014 году к уровню 2008 года в Курганской области составила 222%, в Челябинской области – 211%, в Оренбургской области – 178%.
В ходе совещания принято решение о продлении срока подписания соглашений по реструктуризации задолженности до 25 ноября 2014 г. и согласованию проведения эксперимента на территории Курганской области по снижениюцены на пригородные железнодорожные перевозки до более привлекательного уровня по сравнению с альтернативным транспортом.