8 800 775 0000

Центр поддержки
клиентов ОАО "РЖД"



Электрички снова могут исчезнуть

10 февраля 2015 г.

С 5 февраля восстановлено курсирование пригородных поездов по Челябинской области. Но проблема финансирования пригородного сообщения и стоимости билетов пока не решена.По-прежнему сохраняется риск приостановки движения через полгода.

Пятого февраля многие жители Южного Урала с благодарностью вспоминали Президента Владимира Путина. Накануне он велел вернуть в расписание все отмененные региональными властями пригородные электропоезда.

- Сегодня после долгого перерыва я в первый раз еду на электричке после работы домой, - рассказывает южноуралец Иван Лаврентьев. - Я благодарен людям, которые посодействовали тому, что электрички снова начали ходить. Во-первых, у электричек очень удобное расписание. Во-вторых, альтернатива, то есть автобусный маршрут, невыгоден и неудобен. Если автобус маленький, то народу в него набивается много - в салоне давка. А дорога знаете, какая? Водитель едет потихоньку, особенно, если гололед… Люди везде опаздывают. Да и у многих льготы на поезде. Пенсионеры себе автобус позволить могут очень редко.

- Мы собирали подписи за возврат электричек и хотели направить их местным властям, - говорит Наталья Тарновская. - Но ответной реакции мы дождались не от местной власти, а от Президента и на центральном телеканале. Я очень обрадовалась, что до Путина дошли наши мольбы.

Владимир Путин велел вернуть в расписание электрички после того, как процесс сокращения числа электропоездов достиг своего апогея. По подсчетам железнодорожников, к февралю этого года по всей стране исчезло около 500 электричек. Полностью без них остались Псковская и Вологодская область. На Южном Урале с сентября 2012 года по февраль 2015 было отменено 49 электропоездов. А еще три года назад их было около 100…

Оптимизация маршрутной сети уже стала угрожать массовыми акциями протеста. Жители Забайкалья и Вологодской области пообещали перекрыть железнодорожное сообщение полностью. В Верхнем Уфалее 1 февраля гражданский гнев вылился в стихийное «представление». Несколько десятков людей пришли на железнодорожную станцию с цветами и белыми платочками, которыми махали вслед уходящей последней электричке. Участники акции были уверены, что электричку автобусами не заменить. Они требовали сохранить поезд.

Региональные чиновники, отменившие электрички, объясняли свои действия двумя доводами. Первый сводится к тому, что оптимизированные пригородные электропоезда на самом деле мало кому нужны. А второй заключается в том, что из-за низкой востребованности электрички являются убыточным и неперспективным видом транспорта.

- На направлении «Челябинск-Еманжелинск» отмене на тот момент подверглись самые убыточные поезда с населенностью от одного до 12 процентов, при средней населенности электричек в Челябинской области в 22,5 процента, - говорит заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Сергей Смольников.

Между тем официальная позиция оператора железнодорожных перевозок в Челябинской области - «Свердловской Пригородной Компании» - сводится к тому, что убыточность электричек - это явление нормальное. Подобные перевозки должны субсидироваться бюджетом.

- Пригородные железнодорожные перевозки во всем мире являются дотационными и субсидируются властями, поскольку имеют большое социальное значение. Утверждая маршрутную сеть, региональные власти должны учитывать не только объем пассажиропотока, но и необходимость сохранения социально значимых маршрутов до населенных пунктов, где есть только железнодорожное сообщение и нет возможности заменить электрички на автобусы, - прокомментировали в «Свердловской Пригородной Компании». - Проблема организации пригородных перевозок состоит в том, что в транспортной политике некоторых регионов отсутствует должное внимание к железнодорожному транспорту. В первую очередь, органы власти субъектов РФ должны быть заинтересованы в финансировании пригородных железнодорожных перевозок. Ведь организация региональной властью полноценного транспортного обслуживания повышает мобильность населения и обеспечивает социальную стабильность региона. А это способствует экономическому развитию субъекта РФ.

Во времена губернатора Михаила Юревича Челябинская область не только сокращала маршрутную сеть, но и пробовала оспаривать сумму субсидий, которую требовала «Свердловская Пригородная Компания». По мнению чиновников, перевозчик показывает слишком большие убытки. Их сумма могла бы быть меньше, организуй компания продажу билетов и их контроль на должном уровне.

В «Свердловской Пригородной Компании» считают, что претензии по билетам и контролю несостоятельны. Оформление проездных документов (билетов) на поезда пригородного сообщения производится в билетной кассе или через терминалы самообслуживания. На территории Челябинской области стационарные билетные кассы имеются на 22 станциях. На шести станциях в границах региона установлено 25 терминалов самообслуживания.

При отсутствии билетной кассы, терминала самообслуживания на станции (остановочном пункте) гражданин может осуществить посадку в поезд пригородного сообщения без проездного документа. В данном случае, оформление его проезда осуществляет разъездной контролер-кассир непосредственно в поезде пригородного сообщения (без взимания дополнительной платы). Также пассажиры могут воспользоваться правом предварительного приобретения проездных документов на поезда пригородного сообщения.

Контроль за наличием у пассажиров проездных документов непосредственно в пригородном поезде осуществляется разъездными контролерами-кассирами. Также, с целью усиления контроля организована работа бригад перронных контролеров, как стационарных, так и с обеспечением выездных рейдов. В 2014 году по Челябинской области проведены рейды перронного контроля, в том в числе выездные - 348, стационарные - 726.

На федеральном уровне уже начали думать, как покрыть разницу между социальными и реальными тарифами, либо сделать бизнес перевозчиков безубыточным. По подсчетам Москвы, их общие затраты на перевозку составляют 100 миллиардов рублей. 50 миллиардов им отдают пассажиры. Еще 50 нужно искать в федеральном и региональных бюджетах. Из этой суммы 25 миллиардов рублей уже предусмотрено в федеральном бюджете на компенсацию «Российским Железным Дорогам» за предоставление льготной инфраструктуры пригородным компаниям. И еще примерно 8,3 миллиарда рублей заложено бюджетами регионов на электрички.

Если льготная ставка за использование путей, которая сейчас составляет 0,25 процента от тарифа, будет снижена до 0,01 процента, можно будет получить еще восемь миллиардов рублей из федерального бюджета. Остается найти девять миллиардов рублей. Правительство может пойти на обнуление ставки НДС для пригородных компаний. Сейчас только стоимость проезда в электричке не облагается налогом на добавленную стоимость, а вот остальные финоперации перевозчиков не освобождены от этого налога. При обнулении НДС можно снизить убытки перевозчиков еще на 6,5 миллиарда рублей. Остается найти примерно 2,2 миллиарда, подсчитали эксперты. В РЖД полагают, что уже и при этой схеме можно выйти на безубыточность перевозок.

Окончательное решение проблемы пригородных железнодорожных перевозок должно быть принято в ближайшее время. Если этого не будет сделано, то через полгода электрички снова исчезнут. К тому времени истечет срок подписанных соглашений между перевозчиками и регионами.


Назад